Головная боль напряжения и мигрень у детей — советы врачей

Мигрень у детей — это разновидность первичной головной боли, которая имеет полиэтиологическое происхождение и носит приступообразный характер. Заболевание проявляется одно- или двусторонней цефалгией в лобно-височной зоне, тошнотой и рвотой, вегетативной симптоматикой. Ее развитию предшествует продромальный период и у части больных ‒ аура. Для диагностики патологии достаточно клинического обследования. Уточнить причины помогают МРТ головного мозга, общеклинические, иммунологические и серологические анализы. Лечение мигрени включает модификацию повседневной жизни, купирование боли анальгетиками и агонистами рецепторов серотонина, противорецидивную терапию.

Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, когда частота мигрени составляет около 15%. Девочки болеют в 3 раза чаще мальчиков. У школьников младших и средних классов состояние встречается в 5% случаев, а среди дошкольников мигренью страдают около 2,5%.

Существуют данные, что болезнь может начаться в грудном и раннем детском возрасте, а ее эквивалентами выступают младенческие кишечные колики.

В современной педиатрии врачи часто сталкиваются с хронизацией процесса — 1-2% подростков старше 12 лет имеют диагноз хроническая мигрень.

Мигрень у детей

Мигрень является полиэтиологическим заболеванием, что затрудняет определение конкретных провоцирующих факторов.

Считается, что большую роль играет наследственная предрасположенность, поскольку расстройство зачастую встречается у нескольких членов семьи.

Предрасполагающим фактором могут выступать аутоиммунные патологии, вирусные и бактериальные инфекции. Начало болевого приступа у детей связано с влиянием триггеров, которыми служат:

  • Психоэмоциональные факторы. Мигрень развивается при стрессе, сильном умственном перенапряжении, неблагоприятном психологическом климате в семье. У подростков она обычно провоцируется подготовкой к экзаменам и поступлению.
  • Пищевые продукты. Доказана провоцирующая роль шоколада, некоторых видов твердых сыров, продуктов с пряными и экстрактивными веществами. В подростковом возрасте приступ головной боли может быть вызван приемом алкоголя.
  • Экзогенные стимулы. Риск мигренозного пароксизма повышается при воздействии яркого мигающего света, резких ароматов, громких звуков. У некоторых детей боль возникает при изменении климатических условий.
  • Гормональные изменения. У 60% девочек-подростков ритм появления пароксизмов зависит от менструального цикла. Головные боли связаны с изменением уровней эстрогенов и прогестерона в организме.

В практической детской неврологии за основу принята теория нейроваскулярной цефалгии.

Согласно ей, симптомы болезни вызваны первичной дисфункцией ЦНС, которая запускает тригеминно-васкулярную систему нейрогенного воспаления.

Болевые ощущения возникают под влиянием определенных триггеров и обусловлены дилатацией мозговых сосудов. В развитии приступа играют роль вазоактивные вещества тринитрат глицерила и кальцитонин-генсвязанный пептид.

Оценивая симптомы и анамнестические данные, специалисты руководствуются рекомендациями Международного общества головной боли, которые были пересмотрены в 2004 году. Мигрень относят к первичным цефалгиям (не имеющим органического происхождения) и подразделяют на несколько категорий:

  • Мигрень без ауры. Встречается у 70% у младших школьников и около 35% подростков. Состояние характеризуется простыми приступами цефалгии без зрительных, обонятельных, тактильных симптомов.
  • Мигрень с аурой. Основной вариант заболевания в период пубертата. Появлению цефалгии предшествуют специфические неврологические признаки, которые длятся несколько часов.
  • Периодические синдромы детского возраста. К ним относят циклическую рвоту, абдоминальную мигрень, пароксизмальное доброкачественное головокружение у детей.
  • Ретинальная мигрень. Для болезни характерно сочетание цефалгии с расстройствами зрения или временной слепотой на стороне поражения. Редкий вариант в педиатрии.

Мигренозный приступ начинается с продромальной фазы, которая длится от 2 часов до нескольких дней. Симптомы этого периода неспецифичны, поэтому родители не всегда их замечают и правильно интерпретируют.

Ребенок становится беспокойным и раздражительным, у него быстро меняется настроение без видимой причины. У малышей бывают расстройства пищеварения, снижение или повышение аппетита.

Отмечаются трудности с засыпанием и частые ночные пробуждения.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста пароксизмы мигрени отличаются от таковых у подростков и взрослых. Симптомы кратковременные (от получаса до 3 часов), а головная боль имеет двустороннюю локализацию.

Болевой синдром наиболее интенсивен в лобной и височной области, в теменной зоне дискомфорт возникает реже, а цефалгии в районе затылка у детей нехарактерны.

Пациент может описывать боль как сжимающую, давящую, пульсирующую.

Интенсивность мигрени варьирует от легкого недомогания, когда ребенок может играть и заниматься, до сильнейших болей, который заставляют лежать неподвижно в темном помещении.

Приступ дополняют вегетативные симптомы. Больной становится бледным, под глазами отчетливо видны «темные» круги, лицо и шея сильно потеют.

Иногда наблюдаются слезотечение, покраснение глаз, прозрачные выделения из носа.

У подростков признаки мигрени напоминают ее классическое течение у взрослых. Головная боль локализована с одной стороны (гемикрания), симптомы сохраняются 8-12 часов и более.

Расстройство, как правило, сопровождается аурой.

Это преимущественно зрительные эффекты (мерцающие точки и линии, выпадение полей зрения), реже бывает чувство ползания мурашек, нарушение чувствительности отдельных зон на туловище или конечностях.

Если не проводится противорецидивное лечение заболевания, повышается риск развития мигренозного статуса. При этом все симптомы длятся более 3 суток, что крайне тяжело переносится ребенком.

Еще более опасен мигренозный инфаркт головного мозга, который начинается с типичного приступа мигрени с аурой и впоследствии дополняется стойким неврологическим дефицитом.

Такие состояния требуют неотложной госпитализации.

В детской неврологии отмечается рост случаев хронической мигрени, которая составляет более 73% от всех рецидивирующих головных болей у детей. Осложнение чаще возникает у девочек в возрасте 13-17 лет.

При хронизации расстройства специфические симптомы беспокоят ребенка более 15 дней за месяц в течение минимум 3 последних месяцев.

Лечение хронической мигрени затруднительно, к тому же она зачастую вызывает психоэмоциональные и неврологические нарушения.

При обследовании ребенка у детского невролога решающее значение имеет детальный сбор жалоб и анамнеза болезни. Чтобы объективно оценить симптомы, используют визуально-аналоговую шкалу. Диагноз ставят на основании международных критериев мигрени. Инструментальная и лабораторная диагностика призвана исключить другие причины цефалгии и выявить этиологию заболевания. Обычно проводятся:

  • МРТ головного мозга. Нейровизуализация назначается, чтобы исключить органические поражения нервной ткани, которые провоцируют вторичную головную боль. На снимках врач детально изучает структуру мозга и его оболочек, а для исследования состояния церебральных сосудов показана МР-ангиография. У маленьких детей МРТ заменяют нейросонографией.
  • ЭЭГ. Если симптомы дополняются подергиваниями отдельных мышц или полноценными судорогами, для проверки порога судорожной церебральной готовности производится электроэнцефалограмма. При исследовании отмечается дисфункция срединных структур головного мозга, отдельные очаги повышенной возбудимости. Полученные данные позволяют дифференцировать мигрень и эпилепсию.
  • Анализы крови. В гемограмме иногда обнаруживают повышение СОЭ, что указывает на воспалительный процесс. Ценную информацию невролог получает при оценке острофазовых показателей крови. Для уточнения иммунного статуса организма выполняется расширенная иммунограмма с определением активности клеточного и гуморального звена защиты.
  • Серологические реакции. У многих детей хронизация заболевания связана с персистирующей вирусной инфекцией. Рутинными методами выявляются антитела к группе герпесвирусов, которые чаще всего ассоциированы с головными болями. По показаниям ставят тест на наличие антител к боррелии для исключения болезни Лайма.

Детские неврологи рекомендуют сначала корректировать образ жизни: разумно соотносить физическую и умственную активность, избегать стрессов и семейных конфликтов, обеспечить полноценный ночной сон.

В рационе сокращают число кофеиносодержащих напитков, острых блюд, шоколада и орехов, поскольку эти продукты провоцируют мигренозные приступы.

При необходимости назначают психотерапевтическую коррекцию, ЛФК и расслабляющий массаж.

Консервативная терапия

Лечение мигрени у детей состоит из 2 фаз: купирование приступа и противорецидивная терапия.

Чтобы устранить мучительные симптомы, в основном используются препараты группы нестероидных противовоспалительных средств (парацетамол, ибупрофен, метамизол натрия). НПВС успешно справляются с болями средней интенсивности.

Вторая линии терапии включает селективные агонисты серотониновых рецепторов, комбинированные средства с кофеином, бета-блокаторы и блокаторы кальциевых каналов.

Лечение анальгетиками требует соблюдения осторожности, чтобы не спровоцировать лекарственно-индуцированную головную боль.

Прием НПВС разрешен не чаще 12 раз в месяц, а употребление средств второй группы — до 2 раз в неделю. Для купирования рвоты в приступный период проводят лечение специфическими антиэметиками.

Прием этих лекарств значительно улучшает самочувствие ребенка и повышает эффективность обезболивания.

Профилактическое лечение мигрени рекомендовано при учащении цефалгий у детей до 2-3 раз на месяц, продолжительности головных болей свыше 24-48 часов без перерыва.

К показаниям противорецидивной терапии относят высокую интенсивность болевого синдрома, которая значительно нарушает повседневную активность ребенка, наличие коморбидных патологий в виде бессонницы, тревожных расстройств, ожирения.

В межприступный период терапия включает несколько групп лекарств: антигистаминные средства, антидепрессанты, противосудорожные препараты.

У подростков медикаментозное лечение длится минимум 6 месяцев, в младшем школьном возрасте терапию начинают с коротких курсов по 8-12 недель.

Для предотвращения побочных эффектов лекарства назначают в минимальных терапевтических дозах, постепенно увеличивая дозировку.

Экспериментальное лечение

В США и Европе разработана новая группа лекарственных средств — моноклональные антитела к кальцитонин-ген-родственному пептиду (CGRP), принимающему участие в патофизиологии нейроваскулярного болевого приступа. Лечение находится на стадии клинических испытаний в педиатрической практике, но врачи уже могут судить о его эффективности для профилактики рецидивов и хронизации процесса.

Полностью избавиться от мигрени невозможно, но у 25-30% детей по достижении совершеннолетия приступы исчезают. У остальных лечение немедикаментозными методами и проведение противорецидивной терапии значительно сокращает частоту головных болей и улучшает качество жизни. Меры вторичной профилактики включают нормализацию образа жизни ребенка, исключение типичных триггеров.

Как помочь ребенку во время приступа мигрени?

Да, бывает! Более половины взрослых людей указывают на то, что первый приступ мигрени у них произошел в детстве – в возрасте до 15 лет. При этом у многих детей мигрень может начаться даже в возрасте младше 5 лет. Поэтому на самом деле мигрень у детей встречается намного чаще, чем принято считать.

Мигрень у детей протекает в целом так же, как у взрослых. Однако у детей боль чаще двусторонняя. Если у вашего ребенка периодически возникает рвота или боль в животе, которым невозможно найти объяснение – это может быть началом мигрени. Обязательно упоминайте о таких симптомах на приме у врача.

Ваш ребенок жалуется на головную боль?

Если ваш ребенок жалуется на головную боль, постарайтесь успокоить его, скажите, что «скоро все пройдет». Но если это происходит в первый раз или головная боль отличается от обычной (например, более сильная), начните искать ее причину. Никогда нельзя просто думать, что ваш ребенок жалуется на головную боль, чтобы привлечь к себе внимание или получить возможность не делать что-то. Видя ваше недоверие и раздражение, ребенок испытывает напряжение и ему труднее справиться с болью. Нельзя игнорировать новую головную боль. Вы ведь знаете своего ребенка лучше, чем его учителя или друзья. А головная боль может быть очень пугающей для него, а в ряде случаев (хотя и очень редко) опасной для здоровья.

Читайте также:  Перименопауза. Симптомы - советы врачей

Как определить, что у ребенка мигрень?

У детей во время головной боли чаще всего портится настроение, они испытывают тошноту, головную боль, часто одностороннюю. Иногда приступу может предшествовать аура.

Если головная боль возникла в первый раз или приступы начались лишь недавно, а также, если головная боль изменила свой характер (стала более интенсивной, появилась рвота, нарушение зрения), обязательно обратитесь к педиатру или, что лучше, к детскому неврологу. Будьте готовы предоставить врачу следующую информацию:

  • Как долго длится головная боль?
  • Как часто это происходит?
  • Не замечали ли вы, чем вызываются приступы?
  • Где локализуется боль и какова она по характеру?
  • Есть ли какие-нибудь сопровождающие симптомы (например, повышенная чувствительность к свету, тошнота)?
  • Каким образом можно прекратить приступ?

Если головная боль случается часто, начните вести дневник. Если у вас есть результаты каких-либо обследований вашего ребенка, возьмите их с собой на прием к детскому врачу-неврологу.

Как лечить мигрень у детей?

Обратите, пожалуйста, внимание, что детей нельзя лечить так же, как взрослых. Большинство препаратов (как обезболивающих, так и предназначенных для профилактики мигрени) не тестировались у детей, а некоторые из них вообще запрещены.

Поэтому, пожалуйста, соблюдайте осторожность. Например, детям до 12 лет нельзя давать аспирин. Вместо этого для обезболивания используется парацетамол (ацетаминофен, панадол) или ибупрофен (нурофен, миг).

Для уменьшения тошноты можно принимать метоклопрамид (церукал, реглан). Никогда не давайте детям какие-либо лекарства просто потому, что ими обычно пользуетесь вы! Для лечения мигрени у вашего ребенка все рекомендации и рецепты должен выдать врач.

Обсудите все лекарства, которые вы даете или планируете давать своему ребенку, с педиатром или детским неврологом.

Проинформируйте учителей в школе и школьную медсестру о том, что ваш ребенок страдает мигренью. Это поможет ему избежать непонимания со стороны персонала и других учеников. Кроме того, если помните, лекарства для купирования приступа мигрени действуют лучше, если принимаются в самом начале приступа.

Если у вашего ребенка приступы мигрени обычно интенсивные, сопровождаются тошнотой или рвотой, то принимать лекарства ему необходимо. А сделать это проще, если учитель или медсестра вовремя подскажут ему, что нужно принять лекарство.

Иногда ребенку достаточно просто отдохнуть в темной нешумной комнате, а для этого вам нужно заручиться поддержкой школьной медсестры. Не привлекайте к головной боли слишком много внимания вашего ребенка, не нужно делать из него инвалида.

Постарайтесь не создавать такую ситуацию, в которой для ребенка становится ясно, что он получает ваше безраздельное внимание и может не заниматься нежеланными делами (не делать уроки, не помогать вам по дому), только если у него болит голова.

Расскажите ему, что такая головная боль безопасна и скоро пройдет, что нужно принять лекарства или полежать некоторое время в тишине, и вскоре он опять сможет играть и заниматься обычными делами.

Итак, во время приступа мигрени у ребенка:

  • Постарайтесь избежать приема лекарств.
  • Организуйте ребенку возможность отдыха в темной тихой комнате.
  • Дайте ребенку поесть (можно что-нибудь сладкое) и попить.
  • При необходимости дайте половину или целую таблетку парацетамола или ибупрофена. Эти препараты существуют также в виде суспензии.
  • Если приступ все же разворачивается и появилась сильная тошнота, можно принять Церукал.
  • Комбинированные анальгетики (Пенталгин, Каффетин) разрешены к приему у детей старше 12 лет
  • Единственный триптан, который разрешен для приема у детей, это Имигран в виде спрея.
  • Если вам приходится давать вашему ребенку обезболивающие чаще двух раз в неделю, обсудите возможность профилактики мигрени с вашим педиатром.
  • У детей приступы учащаются под воздействием тех же провокаторов, что и у взрослых. Поэтому в случае частых приступов, постарайтесь выявить триггеры приступов у вашего ребенка.

Соблюдение следующих правил жизни с мигренью может очень помочь вашему ребенку:

  1. Приложите все усилия, чтобы наладить режим сна – ребенку желательно ложиться спать и вставать примерно в одно и то же время каждый день, включая выходные.

  2. Организуйте ребенку возможность занятия спортом, фитнесом, гимнастикой, так как это снижает уровень стресса, тревоги, улучшает настроение и позволяет контролировать вес (все эти факторы являются факторами риска учащения приступов мигрени).

  3. Ребенок должен питаться регулярно и не пропускать приемы пищи потому, что снижение уровня глюкозы в крови может привести к развитию приступа мигрени. Постарайтесь организовать так, чтобы ваш ребенок ел больше свежих продуктов, не содержащих консервантов и химических добавок.

  4. Постарайтесь снизить количество кофеина, которое получает ваш ребенок. Желательно не превышать одной чашки газированных напитков в день.
  5. Убедитесь в том, что ваш ребенок пьет достаточно, особенно в летнее время.
  6. Если приступы мигрени все равно остаются частыми, сделайте акцент на нелекарственных подходах.

    Детям может оказаться очень полезной методика биологической обратной связи, а также релаксационные техники.

В случае необходимости, для урежения приступов мигрени можно принимать препараты магния.

Если боль частая и ребенок вынужден принимать обезболивающие препараты чаще 10 дней в месяц, обратитесь к врачу, чтобы вовремя справиться с этой ситуацией. Некоторые препараты для урежения мигрени, которые используются у взрослых, разрешены для приема и детям. Как родителю, вам нужно выполнить очень важную функцию – обучиться самому и обучить ребенка правилам управления его мигренью. Мигрень – это доброкачественное заболевание, и она не должна становиться серьезной проблемой для вашего ребенка.

В нашей клинике ведет прием детский невролог (детский невропатолог)

  • Михайлова Светлана АнатольевнаНевролог, кандидат медицинских наук

Головные боли напряжения у детей

Академик РАМН, профессор Ивашкин В.Т.: – Мы очень плавно перешли от острой или стрессовой инсомнии к головным болям напряжения у детей, поскольку Андрей Сергеевич Петрухин уже представил себя в дискуссии. Пожалуйста, Андрей Сергеевич.

Профессор Петрухин А.С.: – Надо сказать, что относительно головных болей у детей есть три проблемы, несмотря на то, что в 21 веке неврология достигла таких успехов, что в отличие от тех наук, которые были раньше, которые так говорили, что этиология неизвестна, патогенез неясен, специфического лечения не существует.

Сейчас в неврологии в основном почти стопроцентный диагноз можно установить с помощью различных методов исследования. Но остается три проблемы, которые смутные. Они до сих пор неясны и очень трудно поставить диагноз и разобраться. И вот в частности это головные боли, головокружение и тики. Здесь очень много неясного пока.

И надо сказать, что раздел головные боли – это раздел, который не основывается на каких-то чаще всего физических методах исследования, визуализационных. Они служат, скорее, для исключения и подтверждения симптоматической природы головных болей. То есть заболевание – это, допустим, опухоль головного мозга или аневризма, которая проявляет себя головными болями.

Здесь мы сейчас этот раздел берем – только чистые головные боли.

Вообще боли у детей протекают по-особому. И есть древнегреческое изречение, что боль – это сторожевой пес здоровья. А вот наш выдающийся ученый, физиолог, который изучал боли, он сказал такую фразу, что здоровье заключается в физиологической немоте внутренних органов.

Вот из Ромена Роллана: «Взрослый человек, когда страдает, может уменьшить свою боль, мысленно помещая ее в определенный участок своего тела, как бы отгораживаясь от нее, определяя границы. А у ребенка нет этого обманчивого средства. Его первое знакомство с болью трагичнее и глубже. Она кажется ему безграничной, как само его существование».

Поэтому головные боли, можно только представлять, каким страданиям часто подвергается ребенок.

И вот на этом слайде показаны те боли, которые не имеют никакого патологического влияния и которые в норме наблюдаются у детей. Это боли в животе. Это боли «роста» в костях, когда утром плачет ребенок и жалуется, он, как правило, рукой даже показывает, в зоны метафиза костей, переходные зоны, где зона роста костей: это вот лодыжка, под коленкой.

Это боли, которые проходят с ростом и не требуют никакого лечения. И головные боли в 15-20% тоже являются физиологическими. Они возникают из-за того, что рост и удлинение сосудов не соответствуют. Такие гемодинамические возрастные, физиологические изменения происходят.

Не нужно этому придавать значения и они, как правило, проходят с возрастом и не требуют специфического лечения. А вот надо сказать, что ребенок, конечно, когда жалуется, нельзя не придавать значения этому, потому что ребенок не имеет социального опыта, поэтому симулировать любые боли он не может.

Особенно частые головные боли снижают его качество жизни, влияют на умственные, физические способности, нарушают отношения со взрослыми и сверстниками.

И головная боль (определение) – это боли и чувство дискомфорта, локализованные в области головы. Данные ощущения всегда субъективны. Поэтому очень важную роль в диагностике головных болей имеет анамнез, очень подробный анамнез: когда возникает, где возникает в голове, сколько они длятся, с какой интенсивностью.

Вот приведена международная классификация головной боли. Здесь указаны мигрени, головные боли напряжения, кластерные (или пучковые) головные боли, то есть хроническая пароксизмальная гемикрания, сюда же относится и синдром Хортона, который приводит впоследствии к тому, что суживаются глазная щель, развивается блефарофимоз, и постоянное слезотечение.

И различные головные боли, не связанные со структурными повреждениями, а связанные или с травмой, сосудистыми расстройствами, внутричерепными процессами, не сосудистой природой, например, остаточное явление каких-то воспалительных процессов; связанных с приемом химических или психоактивных веществ, что сейчас очень важно, потому что можно биться-биться, а потом узнать в конце концов, что ребенок курит марихуану или принимает наркотики, которые вызывают у него головные боли. Головные боли, связанные с метаболическими нарушениями. И лицевые боли при патологии черепа, шеи, глаз, ушей, придаточных пазух, от зубов или болезней полости рта или других структур лица и черепа. А также краниальная невралгия, болезненность нервных стволов и отраженные головные боли. Это мы имеем в виду называемые зоной Геда или Захарьина-Геда. И Захарьин описал, и впервые вообще-то описал английский врач Гед. И он даже не врачом был. Он был физиологом. Это при болезни печени – это макушка, при нижней доле легких – это теменная область. Такие гиперпатические ощущения в голове. Ну есть и в других структурах.

Вот здесь причины показаны, и обратите внимание, что первичная головная боль 92%, из них 54% – это головная боль напряжения. А мигрень занимает 38%. Мигрень, как правило, это, во-первых, наследственное заболевание.

Передается оно по материнской линии, как правило, болит у мамы голова и обычно у сына интенсивнее. И феномен антиципации тоже присутствует, хотя мигрень не относится к болезням генной экспансии.

Но чем раньше и сильнее головные боли, то у ребенка они раньше возникают и тяжелее протекают. И мальчики больше страдают.

И вот среди школьников 7-16 лет жалобы на головные боли предъявляют 39% детей, а 52% – это дети от 10 до 12 лет. И мигрень в 21% наблюдается, а головные боли напряжения – почти 80%.

Головные боли обусловлены раздражением внутричерепных или внечерепных рецепторов, чувствительных ветвей черепных нервов и первых трех шейных корешков спинного мозга. Патогенез различный.

Внечерепные болевые рецепторы расположены в коже, подкожных тканях, мышцах, сухожилиях, сухожильном шлеме, (в апоневрозе), сосудах мягких покровов головы, в надкостнице черепа, полостях рта и носа, и мышцах носа и среднего уха. А внутричерепные рецепторы расположены, во-первых, в оболочках. Сам мозг безболезненный, его можно черпать ложкой и он никак не отвечает.

Даже были случаи во время войны, что раненные пальцем выковыривали мозг. Ну вот, а твердая мозговая оболочка, и синусы особенно, они снабжены очень плотными болевыми рецепторами. И также сами артерии, как и сердце, кстати, сама мышца безболезненна при инфаркте, а болит сосуд.

И вот эти боли обусловлены раздражением рецепторов сосудов и в менингеальных артериях, в дупликатурах твердой мозговой оболочки серпа и намета. Особенно в области намета: там страшные головные боли, и, как правило, они сочетаются и с менингеальными симптомами: напряжение мышц шеи, симптом Кернига и так далее.

Вот здесь уделено большое внимание жалобам: это давность возникновения, частота, локализация, иррадиация (куда эти боли распространяются, куда отдают), характер, продолжительность, начало и окончание, провокация, предвестники, сопутствующие симптомы, наличие хронических заболеваний.

Вот при мигренях, например, существуют очень важные провоцирующие факторы. Это запахи духов или табака, или определенные цветочные запахи. Частота: она приступообразная, развивается экстенсивно, то есть с малого до пика, заканчивается, как правило, рвотой. И рвота приносит облегчение, кстати.

Сознание, интеллект, настроение, состояние артериального давления, напряжение мышц (перикраниальных, верхнего плечевого пояса), отеки неврологические, наличие менингеальных или очаговых симптомов. Вот, например, при хортоновском синдроме (пучковые) там важно выявить отеки и гиперестезию кожных покровов.

А при головных болях напряжения – это напряженность мышц скальпа, связанная с настроением.

Поэтому первые и до сих пор считающиеся классическими подходами для лечения головных болей напряжения – это подходы с назначением антидепрессантов, потому что часто это сочетается и с депрессией, и расстройством настроения. Поэтому часто бывают у женщин.

А вот у детей – девочки чаще страдают – это очень ответственные, которые ждут какой-то неприятности, подвоха, неудачи в ответах в школе, которых травят сверстники, что неоднократно. И у нас почему-то эта система человеконенавистническая.

Когда-то она так развилась в школах и классовая борьба переродилась в борьбу друг с другом. Теперь у нас в школе очень сложная ситуация. И надо когда-то будет и к этому подходить. И здесь дополнительные методы, как я вам говорил, они не могут установить, какая это головная боль.

Они могут только позволить исключить опухоли: это когда отек на глазном дне, расширение сосудов, венозный застой. Рентгенография придаточных пазух позволяет выявить воспалительное заболевание.

Анализы крови позволяют судить о том, что эта головная боль может быть симптомом ревматического или какого-нибудь другого процесса, а КТ и магнитно-резонансное исследование могут обнаружить какие-то внутричерепные процессы, опухоли и могут обнаружить также сосудистые и мальформации.

И вот у меня был совершенно дикий случай. Я давал судебно-медицинское заключение на историю болезни.

В одной из близких к Москве областей, где долгое время лечили девочку от головных болей и ставили даже диагноз эпилепсия, которого не было, а умерла она внезапно дома. Причем у нее был порок сердца.

И, конечно, это нарушение кровообращения, нарушение оксигенации крови, конечно, вело к возникновению хронических головных болей. Поэтому педиатр должен знать неврологию, хотя бы основу, а невролог должен знать основы педиатрии.

Клиническое проявление головных болей. Ребенок менее активен, капризен, легко раздражителен, прикладывается головой к дивану, к постели набок. Вынужденное положение головы – это больше нужно подумать об опухоли.

Дети часто держат руку на больном месте, хорошо показывают место, где болит голова и гладят соответствующую часть головы, тянут себя за волосы, и если самим потрогать за волосы, можно найти точки гиперестезии.

Более старшие дети держат голову неподвижно, вместо поворота головы совершают поворот всего тела, всем корпусом. И вот дети с двух лет даже указывают, где болит голова, а ощущения подробно описывают дети с 6-7 лет.

И вот феномены головной боли у детей младшего возраста по Хёртлю. Это мимика: серьезное выражение лица, брови сдвинуты, закушенный или перекошенный рот. Пантомимика: дрожание или необычное положение головы, надавливание на больное место, закусывание пальца, губы, скрежет зубами.

Вегетативный симптом: бледность или покраснение лица, холодные пальцы, холодный пот, гусиная кожа. Также звуковые: упорный крик, плач, всхлипывание и подавленный кашель. И в особенности поведение: снижение активности и интересов, повышенная раздражительность, агрессивность и нарушение аппетита.

Рвоты могут быть у детей.

Мигрень – я уже говорил – это пароксизмальное состояние, проявляющееся приступными состояниями, преимущественно в глазнично-лобно-височной области, или реже двустороння локализация: в области лба и затылка. Приступы рвоты, сопровождается тошнотой, фотофобией. Характерны повторяемость приступа и наследственная предрасположенность.

Мигрень – распространенность 12-15% населения, дети до шести лет мигренью страдают в одном проценте случаев, в возрасте 10-12 лет – 4,5%, и вот с 15 лет 5,3%. До шести лет чаще встречается у мальчиков, в возрасте 7-11 одинаково, как у мальчиков, так и у девочек, и после 18 лет у юношей приступы регрессируют и отмечаются длительные ремиссии.

Головные боли напряжения, собственно, та тема, к которой мы перешли. Встречается у детей в 70-80% всех случаев головной боли.

Эмоциональное напряжение, связанное с обучением, чрезмерная загруженность дополнительными занятиями, неудобное рабочее место, напряжение зрения, семейные конфликты, чрезмерное родительское попечение, недостаточность физической активности или чрезмерная физическая нагрузка.

Эти боли могут возникать, как правило, после длительного стрессового состояния. Тут патогенетической особенностью является незрелость механизмов психологической защиты ребенка, что обуславливает появление заболевания при незначительных, с точки зрения взрослых, стрессах.

Головные боли напряжения чаще возникают у детей стеснительных, неудовлетворенных собой, плохо адаптирующихся к новой обстановке. У них отмечаются вспышки упрямства, капризы, которые носят характер защитных реакций на фоне недовольства собой.

Сами родители почему-то на десяти работах не работают, но у нас типично, что ребенок должен заниматься музыкой, спортом, заниматься дополнительно иностранным языком и сидеть еще восемь часов в школе. И что-то умнее не становятся. Я что-то ни Пушкиных, ни Достоевских последнее время не вижу.

Вот в последнее время появились такие работы – и их уже достаточно большое количество – о роли магния в патогенезе головных болей напряжения. Магний – это внутриклеточный ион, который в свободном виде не наблюдается. Поэтому его очень трудно исследовать.

И низкое содержание магния является важным в патогенезе головных болей, как и судорог у новорожденных. Низкое содержание магния в сыворотке наблюдается у пациентов с головными болями напряжения, мигренями в интериктальном периоде.

Исследования сообщают о положительном влиянии приема препаратов магния у пациентов с разными типами головных болей. Ну, это статья, которая показывает, какую роль играет магний в тонусе мышц и в напряжении шлема.

Вот какие головные боли напряжения: нечастые эпизодические, частые эпизодические, хронические головные боли с напряжением перикраниальной мускулатуры и хроническая головная боль без напряжения перикраниальной мускулатуры.

Для головных болей напряжения у детей характерны: двусторонние боли в лобно-височных или в лобно-теменных областях, иногда с чувством давления на глаза. Боль может носить стягивающий, сжимающий, как шлем, давящий характер, и не усиливаться от физической нагрузки.

Сопутствующие симптомы: звукобоязнь, светобоязнь, тошнота, усиление боли при дотрагивании до кожи головы и волос, расстройство сна. Купируются самостоятельно или при засыпании. Рассказать о своих ощущениях могут дети после семи лет.

При длительных хронических головных болях напряжения, если вот девочки бегут на туфлях с высоким каблуком, они чувствуют, как отдает в голову, потому что длительное напряжение скальпа вызывает нарушение венозного оттока из полости черепа и тогда присоединяется такая дисгемия – это переполнение венозных синусов, а там же тоже головные рецепторы. И такая тяжелая головная боль появляется.

При головных болях препараты магния применяются и можно применять как терапию ex juvantibus, потому что передозировать магний нельзя. Чем больше его введешь, он просто выведется, он больше в клетку не поступит.

И витамины, также нестероидные противовоспалительные средства, в более тяжелых случаях и хронических головных болях сочетаются препараты магния с психотропными препаратами, такие как противотревожный препарат атаракс; и антидепрессантами, как правило, последнее время; ну и трициклические можно использовать, но они все-таки тяжеловаты.

А с ингибиторами обратного захвата серотонина у нас большая проблема, потому что из всех них, пожалуй, только золофт разрешен у детей с шести лет. А у детей младшего возраста еще хуже, что мы не можем применять эти препараты, поэтому рекомендован (сегодня уже предыдущему лектору задавали вопрос) вот терален, французский.

Он, к сожалению, в каплях у нас не поступает, по всей видимости, потому что очень дешево стоит. А тералиджен – его трудно дозировать, потому что он в драже. Фенибут также препарат, единственный ноотропный препарат, который снижает тонус и который успокаивает. И комбинация также с беллатаминалом, старинным препаратом.

Здесь не нужно шутить или улыбаться. Дело в том, что красавка по принципу доказательной медицины относится к числу немногих препаратов, которые по критериям доказательной медицины эффективно работают.

Ну и лекарственные формы магния. Есть ампулы, есть и таблетки, которые содержат 470 миллиграмм магния лактата в каждой таблетке. И также есть ампулы магния цитрат, магния цитрат также в таблетках выпускается, содержит примерно 100 миллиграмм магния.

Немедикаментозное лечение головной боли. Очень важно не только исследовать ребенка, но и выяснить семейную ситуацию. Как и при тиках, так и при головных болях напряжения, особенно выяснить, какова ситуация в семье. Конечно, родители не расскажут, а мы не можем быть в их доме, узнать, какая там обстановка.

Это принцип такого декларативного воспитания: куда сел, почему встал, почему так стоишь, не так. Ребенок не может ответить, но внутренне он весь собирается и напрягается от такого хамского и грубого воспитания. И уже давно заметили, что декларативный принцип воспитания абсолютно неэффективен.

Пример нашего общества, что 73 года в парткомах нас воспитывали, проходили школу марксизма и ленинизма. Как только случилось можно, все сразу разбежались и все про коммунизм забыли.

Исключение семейных психотравмирующих факторов – первый важный шаг, который должен быть сделан, потому что можно сколько угодно лечить лекарствами, но если будет ненормальная обстановка дома, то не будет эффективной терапии.

Соблюдение режима дня с достаточным сном, прогулками на воздухе, сочетание умственной работы с физическими нагрузками, водные процедуры, контрастный душ после школы, теплый душ, ванна, плавание в бассейне, сокращение времени просмотра телевизора и компьютерных игр, которые тоже приводят к излишнему психическому напряжению.

Головная боль у ребенка

Головная боль (цефалгия) у детей входит в пятерку наиболее частых обращений к врачу. Жалобы могут начаться с двухлетнего возраста, и, по данным педиатров, уже 45–50 % семилетних детей испытывают периодические головные боли. А в возрасте 15 лет до 80 % детей при осмотре жалуются на головные боли.

В нашей стране врачи обычно ставят страдающему цефалгией ребенку один из диагнозов:

  • синдром вегетативной дистонии;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышения внутричерепного давления);
  • нестабильность шейного отдела позвоночника;
  • последствия черепно-мозговой травмы (посттравматический арахноидит).

К сожалению, по данным медиков, у 35 % детей правильный диагноз вообще невозможно поставить, так как не получается классифицировать боль согласно критериям МКБ (Международной классификации болезней).

В результате во многих случаях назначается терапия, ничего общего не имеющая с истинной причиной боли и чаще обладающая эффектом плацебо. К счастью, у детей огромные восстановительные возможности организма.

Виды головных болей

По Международной классификации детских головных болей от 2013 года выделяют первичные и вторичные головные боли.

К первичным относятся головная боль напряжения (до 40 % от общего числа зарегистрированных жалоб у детей), мигрень (до 25 % в структуре головной боли) и кластерная головная боль (которая скорее казуистика, чем норма).

К вторичным — головные боли при инфекциях (чаще всего — инфекциях верхних дыхательных путей), объемных новообразованиях, сосудистых мальформациях (врожденных нарушениях кровеносной системы), травмах и связанные с психогенными факторами.

Также головные боли могут быть вызваны проблемами со зрением, например близорукостью, своевременно не отслеженной родителями и врачами. В целом у детей цефалгии чаще носят вторичный характер.

По проявлениям врачи различают:

  • острую повторяющуюся головную боль (самые частые причины: мигрень, эпилепсия);
  • острую диффузную (инфекционной этиологии, системная патология, субарахноидальное кровоизлияние, менингит);
  • острую локализованную (синуситы, травма, офтальмологическая патология);
  • хроническую прогрессирующую (серьезная неврологическая патология — объемное образование или сосудистая патология, хроническая гидроцефалия, абсцессы, интоксикации);
  • хроническую непрогрессирующую (депрессия, головная боль напряжения, тревога и другие психологические факторы);
  • смешанную головную боль (мигрень плюс другие причины).

Рост распространенности головных болей у детей в последние полвека, с одной стороны, обусловлен серьезными изменениями в образе жизни: увеличением интенсивности нагрузок в школе, нарушениями режима сна, питания, снижением физической активности, длительным пребыванием за компьютером, ростом числа стрессовых воздействий. С другой стороны, по-прежнему актуальны медицинские проблемы, связанные с отсутствием своевременной диагностики заболеваний и эффективного планирования лечения.

Особенности цефалгии у детей

Возьмем, например, мигрень.

Все неврологи, которые читали книги Джоан Роулинг или смотрели экранизацию, сходятся в одном — вымышленный герой, Гарри Поттер, явно страдал распространенной формой мигрени, которая называется «мигрень с аурой» (хотя в порыве энтузиазма врачи придумали по меньшей мере 7 причин, способных вызывать боли у персонажа, начиная от субарахноидального кровоизлияния, заканчивая неправильным подбором очков).

У мальчиков мигрень начинается чаще в возрасте 6–7 лет, у девочек дебют заболевания приходится на 10–11 лет. При этом в семье точно есть страдающий мигренью человек (если мигрень у матери — вероятность ее у ребенка 60–70 %, если у отца — 30 %, у обоих родителей — 90–95 %). У детей, как правило, нет характерной боли в половине головы и нет характерного «взрослого» приступа. Приступы могут быть очень короткими (до нескольких минут) и… навсегда пройти с возрастом!

В свое время СМИ много писали на тему того, что у актера Дэниэла Рэдклиффа тоже часто бывают приступы, «из-за которых ему приходится горстями глотать таблетки».

Появился даже термин «хогвартская головная боль», им называют цефалгии, связанные с непривычным для современных детей занятием — быстрым чтением большого объема информации.

Например, увесистые книги плодовитой писательницы (первая 309 страниц, последующие до 870), «запоем проглатываемые» школьниками, оказались для них тяжелым испытанием.

Кстати, вы помните, кому в книге жаловался Гарри на головные боли? Правильно — никому! Как и большинство детей, к сожалению…

Основные триггеры (провокаторы приступа)

Родителям нужно знать, что цефалгию у детей чаще всего провоцируют следующие факторы:

  1. Стресс (как положительные, так и отрицательные эмоции) и мышечное напряжение. Кстати, регулярная аэробная нагрузка «до второго пота» — но никак не «до седьмого»! — хорошо укрепляет нервную систему и снижает число приступов по крайней мере вдвое. А вот значительные физические нагрузки и выраженное мышечное напряжение (например в мышцах шеи при чтении) — наоборот провоцируют приступы. Выше я уже писала про «чтение запоем», но то же самое относится к увлечению компьютером и спортом — все хорошо в меру. А ведь у некоторых детей режим дня расписан более интенсивно, чем у взрослого!
  2. Нерегулярное питание. Отсутствие полноценного завтрака или обеда является очень частой причиной головной боли у детей. Чтобы существенно снизить количество приступов, необходимо нормализовать режим питания.
  3. Несоблюдение режима дня. Врачи называют это «мигрень утра понедельника». Все родители знают о важности гигиены сна, но мало кто следует рекомендациям врачей на практике. Между тем правильный режим засыпания и длительность сна 8–10 часов очень важны для эффективной помощи всем детям с головными болями. «Плавающий» режим дня тоже является выраженным провоцирующим фактором цефалгий.
  4. Некоторые продукты могут вызвать приступ цефалгии у детей: это сыр, шоколад, цитрусовые, фастфуд, мороженое, аспартам, газированные напитки с красителями, сосиски, копчености, не адаптированные для детей йогурты и практически все продукты, содержащие кофеин.

Нужно заметить, что головная боль сама по себе является стрессом как для ребенка, так и для его родителей, поэтому помните, что тревожное ожидание приступа боли тоже может этот приступ спровоцировать!

Трудности диагностики

Ребенок практически до подросткового возраста не может внятно объяснить свои жалобы (боль пульсирующая? сжимающая? давящая? какая? — нет ответа. Это считается ограниченным описанием паттерна головной боли и затрудняет диагностику), кроме того, дети часто путаются в локализации боли.

Врач не может применить ВАШ (визуальную аналоговую шкалу боли). Для ребенка поставить 4 балла или 8 по этой шкале может быть совершенно непонятным процессом или игрой.

Он может не жаловаться именно на головную боль а предъявлять какие-то неспецифические жалобы (усталость, потемнение в глазах, тошноту), что при ассоциации с другими заболеваниями также может слишком далеко завести врача в его предположениях.

Поможет в диагностике прежде всего внимательность родителей.

Нужно вспомнить (для этого лучше всего вести дневник) и лаконично рассказать врачу, как долго, на протяжении какого периода (недели, месяцы) отмечаются головные боли, с какой регулярностью болит голова, каким образом и как сильно, где локализуется боль, что именно влияет на ее появление (голод, физическая нагрузка) и ослабление, сопровождается ли головная боль другими жалобами (тошнота, головокружение, свето- и звукобоязнь), как выглядит ребенок при приступе (побледнение, покраснение лица, темные круги под глазами), какие лекарства принимает ребенок. Иногда можно попросить ребенка нарисовать его боль. Рисунок может многое рассказать специалисту.

Вести ли ребенка на МРТ?

Надо заметить, что у детей, у которых врач-невролог не нашел никаких тревожных симптомов при неврологическом осмотре, чаще всего (в 99 %) не находят никаких отклонений и при аппаратных исследованиях (КТ, МРТ). Но не стоит забывать об этом единственном проценте. Поэтому если доктор настаивает на нейровизуализации — нужно сделать ее как можно скорее.

Абсолютными показаниями для МРТ служат:

  • головная боль более 6 месяцев без ответа на проводимое лечение;
  • сочетание боли с отклонениями в неврологическом статусе;
  • ночная головная боль с пробуждениями;
  • головная боль в сочетании с нарушениями сознания, зрения и рвотой;
  • отсутствие в семейном анамнезе мигрени;
  • отягощенный семейный анамнез.

Когда срочно нужно к врачу

Родители должны знать, что головная боль у ребенка опаснее всего, если:

  • боль началась в возрасте младше 5 лет;
  • когда количество приступов резко (менее чем за 2 месяца) увеличилось;
  • боль локализуется в затылочной области;
  • носит распирающий и внезапный характер;
  • имеет выраженную интенсивность.

Не верьте, что у детей не бывает инсультов! «Громоподобная» головная боль, разросшаяся в течение минуты до крайне интенсивной, чаще всего имеет причиной сосудистую катастрофу в мозге. Ребенок должен быть доставлен в больницу как можно быстрее.

Средства скорой помощи

Необходимость в обезболивающем препарате появляется, если приступ не проходит в течение 30–40 минут отдыха (для мигрени — 20 минут) или короткого сна, также если боль неинтенсивно нарастает.

Важно знать, какие препараты можно использовать, чтобы снять боль у детей. К подходящим средствам относятся ибупрофен (детский нурофен и т. п.) и ацетаминофен (парацетамол и т. д.) в возрастных дозировках.

Для детей старше 5 лет после приема лекарства (таблетки или суспензии, свечи или укола) обязателен прием жидкости не менее 300 мл.

Нельзя использовать препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту, метамизол натрия, но-шпу и комбинированные анальгетики (особенно — содержащие кофеин и фенобарбитал), так как в возрасте до 15 лет они редко, но могут приводить к достаточно тяжелым осложнениям. Если головная боль не купируется приемом простых анальгетиков, необходимо обратиться к специалисту для подбора эффективной и безопасной терапии. Ноотропы и витамины при головной боли выполняют роль плацебо! Не пичкайте ими детей без нужды!

  • Валентина Саратовская
  • Фото thinkstockphotos.com
  • Товары по теме: [product](ибупрофен), [product](нурофен), [product](парацетамол)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *